Взгляд на историю Китая

Профессор Тяньлян Чжан делится историями из прошлого Китая
Автор: 29.09.2022 Обновлено: 29.09.2022 12:31
«Тайцзи также повлиял на образ мышления китайцев. Например, мы верим, что всё будет двигаться в противоположном направлении, когда достигнет крайности; поэтому мы должны сделать шаг назад сегодня, чтобы завтра сделать два шага вперёд» — д-р Тяньлян Чжан.

Тяньлян Чжан — профессор истории Китая в колледже Фэйтянь в США, а также ведущий популярной телепередачи на китайском языке «Большой взгляд на историю Китая». Программа выходит в эфир на протяжении девяти лет на канале NTD Television и охватывает широкий круг тем, касающихся великих династий Китая.

Чжан приписывает успех программы проникновенному взгляду на историю, который сформировался у него после того, как он стал заниматься Фалуньгун (также известной как Фалунь Дафа), традиционной медитативной практикой совершенствования.

Озарённый мудростью Истины-Доброты-Терпения — принципов, которые являются основой этой практики, Чжан постепенно осознал, насколько его взгляд на историю был искажён марксистской идеологией, которую он изучал в Китае. По мере того, как его взгляд на историю развивался, он начал учить других тем принципам, которые он понял.

Его исторические концепции также привели к успеху его канал на китайском языке Dawn Time (Время рассвета) на YouTube. Этот канал, посвящённый текущим событиям, менее чем за три года собрал более 90 млн просмотров.

Профессор истории Китая и телеведущий Тяньлян Чжан

Профессор истории Китая и телеведущий Тяньлян Чжан

— В университете вы изучали естественные и технические науки, но сейчас вы занимаетесь литературой и историей. Что связывает эти две области знаний?

Тяньлян Чжан: Искусство и науки были разделены в современном обществе, но я считаю, что успешный человек должен обладать как логическим мышлением, так и способностью умело выражать свои мысли. Первое является результатом обучения в области естественных и технических наук, а второе приходит в результате изучения литературы и истории.

В древнем Китае люди получали общее образование, которое охватывало широкий круг предметов. Величайшие лидеры в истории Китая были универсалами. Император Тайцзун, Юэ Фэй, Цао Цао и Ван Янмин были искусными военными стратегами и воинами, а также политиками, поэтами и каллиграфами. Они могли сесть на коня, чтобы сражаться, а затем сойти с него, чтобы править страной. Многие из величайших художников Запада также были универсалами, например, Микеланджело и Леонардо да Винчи, которые были художниками, скульпторами, архитекторами, инженерами и учёными.

— Как можно стать универсалом?

Тяньлян Чжан: Я думаю, что получение знаний можно разделить на три уровня. Первый уровень — это изучение отношений между людьми и богами через теологию и философию. Китайский историк Сыма Цянь однажды сказал:

«Чтобы исследовать взаимосвязь между Небесным Путём и Путём Человека, я должен хорошо понимать ход исторического развития и связанные с ним изменения, поэтому я могу представить свою систему анализа событий прошлого».

Это исследовательский подход, охватывающий время и пространство для изучения природы мира и вечных законов вселенной.

Второй уровень — это изучение отношений между людьми, например, политика, право, социология, психология.

Третий уровень — это изучение взаимоотношений между людьми и материальным миром, например, физика, химия, компьютерные технологии.

Полагаю, что людям необходимо расширять свои знания. Даже если они изучают естественные или технические науки, полезно изучать историю и философию. Имея философский фундамент, они смогут найти путь к прорыву в этих областях.

Например, теория относительности Эйнштейна родилась после его философского открытия. Однажды он ехал в трамвае на работу в Берне, Швейцария, и проезжая мимо знаменитых часов, ему вдруг пришла в голову мысль: если его трамвай отъедет от часовой башни со скоростью света, часы остановятся, а его часы в трамвае будут продолжать идти нормально.

На основе этой мгновенной мысли он разработал теорию относительности, которая превзошла концепцию Ньютона о пространстве-времени трёхсотлетней давности. Его теория также прорвала традиционные методы научного исследования, которые сковывали физическое сообщество.

Теория относительности утверждает, что время изменяется в зависимости от скорости движения. Чем быстрее вы двигаетесь, тем медленнее будет идти ваше время. В то время идеи Эйнштейна существовали только в его голове и не могли быть проверены. Однако, поскольку его представление о времени и пространстве эволюционировало, изменился и взгляд на Вселенную. Вот почему он смог совершить такой революционный прорыв в науке.

Формирование моего взгляда на историю, выходящее за рамки, существующие в историческом образовании, также является результатом изменения моего понимания вселенной благодаря моей практике Фалуньгун.

Взгляд на историю Китая

Фото: Mimma Key /Shutterstock.com

— Круг — распространенный мотив в китайском искусстве. Какое значение имеют круги в традиционной китайской культуре?

Тяньлян Чжан: Китайская культура выросла из даосизма. Легендарный Жёлтый император, основавший китайскую цивилизацию, был даосом — совершенствующимся по даосизму, поэтому китайская культура с самого начала своего существования имела тесную связь с даосизмом.

Высшие понятия в даосизме берут своё начало от концепции тайцзи, которая представлена как круг инь и ян. Это относится к закону Вселенной и природе жизни. Две субстанции инь и ян сосуществуют внутри круга.

Тайцзи оказывает влияние на все аспекты китайского искусства и истории. Например, тайцзи круглый, и китайское представление о времени и пространстве также круглое. В китайском календаре используется хронология сексагенного цикла, который циклически повторяется каждые 60 лет. Вы часто видите круговой дизайн в дверях и окнах в азиатской архитектуре и садах. Движения в классическом китайском танце также основаны на кругах.

Тайцзи также повлиял на образ мышления китайцев. Например, мы считаем, что всё движется в противоположном направлении, когда достигает крайности; поэтому мы должны сделать шаг назад сегодня, чтобы завтра сделать два шага вперёд.

Пожалуйста, расскажите об этой традиционной китайской концепции — сделать шаг назад, чтобы сделать два шага вперёд, особенно необычной, когда все стремятся двигаться только вперёд в современном конкурентном обществе.

Согласно принципу тайцзи, когда инь достигает предела, появляется ян; когда ян достигает крайности, появляется инь. Люди в древнем Китае понимали, что всё меняется на противоположное, как только оно достигает предела. Основываясь на этой философии, они считают разумным уйти в отставку после достижения успеха.

Например, великий стратег Сунь-Цзы, автор книги «Искусство войны», однажды возглавил армию государства У, чтобы захватить вражескую столицу. Потребовалось пять сражений, чтобы его небольшая армия разгромила гораздо более многочисленную армию противника с удивительно малыми потерями.

По его возвращении с победой, царь государства У хотел вознаградить Сунь-Цзы более высокой должностью. Сунь-Цзы отказался и настоял на уходе в отставку. Покинув государство У, он сказал своему соратнику, командующему армией У Цзысюю:

«Ты знаешь путь Неба? Когда проходит лето, наступают холода; когда уходит весна, приходит осень. Наше государство сильно, а границы надёжно защищены. Царь, естественно, возгордится и станет предаваться развлечениям. Если после успеха ты не уйдёшь на покой, в будущем тебя ждут неприятности».

Сунь-цзы покинул государство У и раздал деньги, которые дал ему царь, людям, которых он встретил по пути. Однако У Цзысюй не прислушался к его советам, и когда через несколько лет государство У потерпело поражение от государства Юэ, он был вынужден покончить жизнь самоубийством.

Эта точка зрения ухода на покой после успеха была общеизвестна среди древних китайцев.

«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА