Красота и виртуозность. Скульптура из слоновой кости в стиле барокко и рококо

В 1962 году успешный немецкий строительный подрядчик Райнер Винклер купил своё первое произведение искусства из слоновой кости — небольшое готическое панно XV века с изображением Рождества Христова, которое когда-то было частью диптиха.

И он влюбился в этот материал. С этой небольшой французской работы высотой всего несколько сантиметров Винклер начал собирать коллекцию, которая впоследствии стала крупнейшей в мире частной коллекцией скульптур из слоновой кости.

Он увлёкся коллекционированием произведений золотого века резьбы по слоновой кости XVII и XVIII веков. Сначала его экспонаты располагались в шкафу в гостиной вместе с фарфоровыми и деревянными статуэтками. По мере того, как его коллекция слоновой кости росла, он расставлял работы по всему дому, в конце концов переместив большинство из них в специально отведённую комнату, которую он назвал «Мой кабинет искусства и диковинок».

«Хронос на глобусе», около 1720 года, автор Матиас Штайнль. Считается, что работа была изготовлена в Вене, Австрия. Коллекция слоновой кости Райнера Винклера, в коллекции скульптур Либигхауса во Франкфурте, Германия. (Liebieghaus Sculpture Collection)

Но Винклер никогда не собирался держать произведения из слоновой кости при себе; он часто приглашал экспертов в области искусства посмотреть и изучить работы. В конце своей жизни он подарил большую часть произведений Коллекции скульптур Либигхауса во Франкфурте, Германия.

Более 200 скульптур Винклера из слоновой кости в стиле барокко и рококо теперь представлены на недавно открывшейся выставке «Великолепный белый» в Либигхаусе. До своей смерти в 2020 году Винклер хранил 21 произведение в своей частной коллекции. Они впервые представлены на выставке, куратором которой является Марайке Бюклинг, руководитель коллекции Ренессанса и неоклассицизма Либигхауса.

Скульптуры из слоновой кости из коллекции Райнера Винклера на выставке «Великолепный белый» в коллекции скульптур Либигхауса во Франкфурте, Германия. (Liebieghaus Sculpture Collection)

В экспозицию включены английские, французские, итальянские, немецкие, испанские, австрийские, голландские и фламандские работы, а также два изделия из слоновой кости из Индии и Китая. Работы варьируются от скульптурных рельефов, статуэток, групп фигур и портретных медальонов до танкардов и церемониальных сосудов.

Невероятная резьба по слоновой кости

Изюминкой коллекции Винклера является «Фурия на скачущей лошади», вырезанная неизвестным художником, известным как Мастер фурий. Уинклеру стоило немалых трудов приобрести статуэтку мифологической фурии верхом на лошади. В своих мемуарах он писал:

«К счастью, скульптура в примитивном деревянном ящике была очень грязной и покрыта многочисленными остатками клея. Представитель лорда Томсона… не был к ней расположен. … Вдруг я с потрясением понял, что скульптуру собираются сбить — молоток уже был поднят. Я привлёк к себе внимание и забрал скульптуру».

Динамичная скульптура из слоновой кости «Фурия на скачущей лошади» работы Мастера фурий является одним из главных экспонатов выставки «Великолепный белый» в коллекции скульптур Либигхауса во Франкфурте, Германия. Скульптура имеет размеры 41 см на 47 см на 26 см дюйма и, предположительно, была изготовлена в Зальцбурге, Австрия. (Liebieghaus Sculpture Collection)

Во всём произведении чувствуется динамизм и эмоциональное, несколько жуткое напряжение. Мастер фурий мастерски передал безграничный гнев кричащей фурии через напряжённые мышцы и искажённые черты лица. Гнев фурии почти сбрасывает её с коня, который так яростно скачет по траве или, возможно, по пламени.

По этой скульптуре мы можем понять, почему коллекционеры искусства ценили произведения из слоновой кости как редкие драгоценные камни: шелковисто-гладкая поверхность слоновой кости, тёплый яркий оттенок, тонкие прожилки и безупречность.

Искусство резьбы по слоновой кости

Со времён каменного века художники использовали слоновую кость в искусстве. Работы из коллекции слоновой кости Райнера Винклера выполнены в период между XVI и XVIII веками.

Бивень зрелого слона может достигать в длину 3 м и весить до 70 кг. Строение бивня с его полым корнем и твёрдым кончиком определяло возможные виды работ. Резчики создавали свои эскизы в соответствии с размером и формой бивня, что требовало большого мастерства, а если их эскиз не соответствовал размеру и форме бивня, резчики могли добавить к работе другие куски слоновой кости, чтобы завершить скульптуру.

Согласно сайту Музея Метрополитен, резчики по слоновой кости использовали кончик бивня для создания круглых скульптур и вырезали полую концевую часть для создания скульптурных рельефов. Резчики также использовали полый корень для изготовления сосудов и даже использовали токарный станок для создания предметов из слоновой кости, подобно токарной обработке дерева.

Резчикам нравилось, что африканская слоновая кость была твёрдой и в то же время эластичной (из-за тонкой перекрёстной штриховки на молекулярном уровне), что означало, что они могли вырезать мелкие детали, не ослабляя и не раскалывая свою работу. Например, они могли вырезать тонкие черты лица, такие как морщины, чтобы сделать идеализированные портреты более правдоподобными.

Некоторые виды искусства из слоновой кости

Резчики по слоновой кости создавали рисунки, вдохновлённые другими произведениями искусства, в частности, картинами и небольшими бронзовыми изделиями.

Художники эпохи барокко создавали идеализированные портреты, отражающие характер и социальное положение своих подданных. Писатели и философы, такие как Вольтер и Жан-Жак Руссо, носили необычные костюмы на своих портретах. Знаменитые личности изображались в профиль в соответствии с древней традицией изображать портреты на монетах и медалях.

«Портрет папы Климента XI, Рим», около 1710 года, неизвестный художник по мотивам медали Шарля Клода Дюбю. Слоновая кость, деревянная рама, позолоченная латунь, мягкая древесина; 10 см на 9 см. Коллекция слоновой кости Райнера Винклера, в коллекции скульптур Либигхауса во Франкфурте, Германия. (Liebieghaus Sculpture Collection)

Ватикан часто дарил портреты Папы в качестве подарков князьям, когда они принимали католичество. Портрет папы Климента XI из слоновой кости может быть примером такого подарка, хотя это не подтверждено. Около 1710 года неизвестный художник в Риме вырезал это произведение с большим мастерством, почти заполнив всё пространство, вплоть до края.

Портрет Чарльза Марбери, человека, о котором мы мало что знаем, выполненный Давидом Ле Маршаном в начале XVIII века, демонстрирует тот же уровень мастерства. Он изобразил Марбери прекрасным джентльменом в плаще и ухоженном парике, каждый локон которого укрощён до совершенства.

«Портрет Чарльза Марбери», между 1704 и 1720 годами, автор Давид Ле Маршан. Слоновая кость; 13 см на 9,5 см дюйма. Изготовлено в Лондоне. Коллекция слоновой кости Райнера Винклера, в коллекции скульптур Либигхауса во Франкфурте, Германия. (Liebieghaus Sculpture Collection)

В коллекции Винклера преобладают библейские сюжеты, призванные приблизить зрителя к Богу. Некоторые из этих работ показывают сцены из Ветхого Завета, другие — жизнь Христа, святых и их мученическую смерть, или аллегорические работы, показывающие быстротечность земной жизни.

«Низвержение Христа», вторая половина XVII века, художник неизвестен. Слоновая кость; 54 см на 30 см. Предполагается, что скульптурный рельеф был изготовлен в южной Германии, возможно, в Аугсбурге. (Liebieghaus Sculpture Collection)

Художники эпохи барокко часто изображали «Марию Иммакулату» (Марию Непорочного Зачатия) на вершине земного шара, сокрушающую змею, которая олицетворяет зло и первородный грех.

Согласно каталогу выставки, скульптурный рельеф из слоновой кости XVII века «Святая Мария Магдалена кающаяся» повторяет композицию небольших частных произведений набожного характера, часто вырезанных из самшита или грушевого дерева. Однако это произведение из слоновой кости необычно тем, что неизвестный художник использовал ювелирные украшения и цветные краски, сусальное золото и металлический порошок для украшения и почитания божественного произведения.

«Святая Мария Магдалина, кающаяся», первая половина XVII века, художник неизвестен. Слоновая кость, частичная полихромия: металлический порошок, сусальное золото, различные клеи и декоративные аппликации; 15,5 см на 10,5 см дюйма на 2,5 см. Предполагается, что скульптурный рельеф был изготовлен в южной Германии или Австрии. Коллекция скульптур Райнера Винклера, в коллекции скульптур Либигхауса во Франкфурте, Германия. (Liebieghaus Sculpture Collection)

В небесном скульптурном рельефе под названием «Благовещение Марии» французского резчика XVIII века Жана-Антуана Беллетеста слоновая кость выглядит твёрдой, но нежной, как мел. Должно быть, Беллетест ласкал поверхность слоновой кости своим резцом, чтобы создать такую тонкую, трансцендентную работу.

«Благовещение Марии», около 1770–1780 годов, автор Жан-Антуан Беллетест (Дьепп, Франция). Слоновая кость, деревянная панель, деревянная рама, черепаховая скорлупа и чёрный лак; 44 см на 31 см. Коллекция слоновой кости Райнера Винклера, в коллекции скульптур Либигхауса во Франкфурте, Германия. (Liebieghaus Sculpture Collection)

Выставка «Великолепный белый» представляет собой выдающийся обзор красоты, виртуозности и широкого разнообразия искусства барокко и рококо из слоновой кости, а также выделяет превосходные малые скульптуры в целом.

Винклер продолжил традицию ренессансных шкафов диковинок, собрав собственный «кабинет искусства и диковинок». Теперь посетители коллекции скульптур Либигхауса, увидевшие его собрание, тоже могут проникнуться этой традицией.

Лоррейн Феррье пишет об изобразительном искусстве и мастерстве для The Epoch Times. Она фокусируется на художниках и ремесленниках, прежде всего в Северной Америке и Европе, которые наполняют свои работы красотой и традиционными ценностями.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

Exit mobile version