Нога Артемиды — недостающий «пазл»

Греция в поисках утраченного достояния
Автор: 27.01.2022 Обновлено: 27.01.2022 10:24
Греция надеется, что 2 500-летний мраморный фрагмент, который был доставлен 10 января из итальянского музея, может помочь разрешить один из самых острых споров о культурном наследии в мире и привести к воссоединению в Афинах всех сохранившихся скульптур Парфенона — многие из которых находятся в Британском музее.
Нога Артемиды — недостающий «пазл»

Реставратор стоит рядом с фрагментом Парфенона, предоставленным Региональным археологическим музеем Антонино Салинаса из Палермо, в галерее Парфенона Музея Акрополя в Афинах, 10 января 2022 года. (Thanassis Stavrakis/AP Photo.)

Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис сказал, что жест сицилийского музея «открывает путь, я полагаю, для других музеев, которые смогут двигаться в аналогичном направлении».

Фрагмент был частью 160-метрового фриза (декоративный орнамент) внешних стен храма Парфенон на Акрополе, посвященного Афине — богине мудрости. Храм сильно был разрушен во время войны с Османской империей в XVII веке, и примерно половина оставшихся деталей была вывезена в начале XIX века британским дипломатом лордом Элгином. Так детали попали в Британский музей, который неоднократно отвергал требования Греции вернуть их.

Официально Сицилийский археологический музей А. Салинаса одолжил Греции ступню Артемиды, богини охоты, не более чем на восемь лет. Но конечной целью, по словам итальянских и греческих чиновников, является ее «бессрочное возвращение» в Афины. В обмен Греция передаст Италии другие значительные предметы древности.

«Найденное нами решение доказывает, что при наличии воли и желания между музеями и культурными властями двух стран можно найти взаимовыгодное решение», — сказал Мицотакис во время церемонии в Музее Акрополя, где сохранившиеся части фриза вставлены среди слепков тех, что находятся в Лондоне.

Нога Артемиды, как недостающий фрагмент пазла, будет находиться между двумя оригинальными фрагментами и копией большей части, находящейся в Лондоне.

Сменявшие друг друга греческие правительства добивались возвращения доли Британского музея, включающей статуи с фронтонов Парфенона — мраморных фронтонов здания. Они утверждают, что Элгин незаконно спилил скульптуры, превысив условия сомнительного разрешения, выданного турецкими властями, когда Греция была частью Османской империи.

Нога Артемиды — недостающий «пазл»

Люди посещают музей Акрополя, на фоне древнего храма Парфенон, в Афинах, 10 января 2022 года. (Thanassis Stavrakis/AP Photo.)

Британский музей отвергает эту позицию и, несмотря на признаки того, что общественное мнение в Великобритании поддерживает требование Греции, не проявляет намерения вернуть экспонаты на родину.

Мицотакис вновь поднял этот вопрос на встрече с премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном в Лондоне в ноябре. В понедельник он сказал, что его «обнадежило» заявление Джонсона о том, что британское правительство не будет возражать против потенциальной сделки по возвращению скульптур, если Британский музей и Греция достигнут ее.

Итальянский фрагмент размером 30×36 см был приобретен при неизвестных обстоятельствах британским консулом XIX века на Сицилии Робертом Фаганом, а его вдова продала его предшественнику сицилийского музея.

Директор музея Акрополя Димитрис Пантермалис сказал, что мраморная ступня могла быть сдвинута со своего места в 1687 году, когда мортира, выстрелившая осаждающими венецианскими войсками, попала в Парфенон, который турецкий гарнизон Акрополя использовал в качестве порохового склада. Но, по его словам, он был в лучшем состоянии, чем другие сохранившиеся фрагменты фриза.

«Во всех других случаях поверхность слегка поцарапана, — сказал он. — Здесь же она имеет свежесть оригинала, и это вызывает у нас гордость».

Парфенон был построен между 447-432 гг. до н. э. и считается венцом классической архитектуры. Несмотря на то, что его последовательно использовали как церковь и мечеть, он сохранился практически нетронутым до венецианской осады.

Фриз изображал процессию в честь Афины. Некоторые небольшие фрагменты этого фриза и другие скульптуры Парфенона находятся в других европейских музеях.

 

«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА