А. Н. Островский: «Я и есть русский театр!» К 200-летию драматурга

Александр Николаевич был очень активным и авторитетным реформатором российского театра
Автор: 07.05.2023 Обновлено: 07.05.2023 23:15
Если на минуту вообразить эту толпу пришедшей к московскому памятнику своему создателю, драматургу Александру Николаевичу Островскому, то эти люди заполнили бы всю Театральную площадь перед Малым театром.

И ни одно лицо в этой толпе не будет похоже на другое, хотя их многое будет объединять. Все они прикреплены к своей среде, к своему времени и в то же время каждый имеет свой норов, свою неповторимую интонацию русской речи. Иными словами, все 728 героев пьес индивидуальны.

Во всём мировом репертуаре драматического искусства насчитано всего 42 исходных положения, составляющих арсенал мирового искусства. Всё остальное — вариации.

В самом деле, любовь и ревность, зависть и великодушие, измена и верность, стремление разбогатеть и крах карьеры, проблемы сословного неравенства, взаимоотношения отцов и детей — вот, пожалуй, и всё, что на протяжении веков остаётся в поле зрения драматургов разных стран.

Зрителю, читателю пьеса кажется оригинальной благодаря личности автора и времени, которое сформировало его творческое мировоззрение.

200 лет назад в Москве родился русский драматург Александр Николаевич Островский (1823-1886) в семейном доме в Замоскворечье.

А. Н. Островский: «Я и есть русский театр!» К 200-летию драматурга
Дом, в котором родился Островский А. Н. (Фото: ru.wikipedia.org.  CC BY-SA 4.0)

Родители его были из семей священнослужителей. Отец учился в семинарии, затем в Московской духовной семинарии, но священником не стал, а пошёл служить в судебную палату стряпчим.

Занимаясь имущественными и коммерческими делами, дослужился до чина коллежского асессора и получил дворянство. Вероятно, отец мог обеспечить семье достаток: все четверо детей получили хорошее домашнее образование.

В доме была большая библиотека, что позволяло подрастающему поколению познакомиться с отечественной и зарубежной классикой, а также и с современной литературой. Будущий драматург рано проявил интерес к художественной литературе и способности к сочинительству. Отец же хотел, чтобы сын пошёл по родительским стопам и стал юристом.

Александр учился в лучшей московской гимназии, а потом поступил на юридический факультет Московского университета. Вероятно, волю отца исполнял без энтузиазма, потому что не сдал экзамен по римскому праву. А потом и вовсе написал заявление на отчисление. Отец не сдавался и определил непутёвого сына канцеляристом в так называемый Совестный суд Москвы.

Семнадцать лет служил Островский в судах, где был свидетелем коммерческих и наследственных проблем купцов, мещан, мелкого дворянства и зажиточных крестьян, промышлявших торговлей. Вот уж где можно было, что называется «брать краски и писать»!

Сколько здесь было сюжетов для человека с творческим видением и мышлением, сколько сцен то горестно драматичных, то смешных!

В 1847 году в одном из номеров «Московского городского листка» появилась первая публикация Александра Островского — очерк «Записки замоскворецкого жителя» и небольшая пьеса «Картина семейного счастья».

Молодой автор предпринимал чтение пьес у себя дома и приглашал на прослушивание журналистов, критиков, преподавателей университета.

Прошло немного времени, и уже профессор Московского университета, историк и журналист М. П. Погодин «угощал» образованную московскую публику восходящей звездой русской словесности — Александром Островским.

Среди приглашённых был сам Николай Гоголь. Слушалась в авторском исполнении пьеса «Банкрот». Драматург Островский всю жизнь как «святыню» хранил записку, полученную от автора знаменитого «Ревизора»:

«Самое главное, что есть талант, а он всегда слышен».

Молодой автор в избытке обладал новым, неведомым литературе и сцене материалом — он открыл Москве её саму. Критики назвали Островского «Колумбом Замоскворечья».

Драматург «открыл» некую экзотическую страну, лежащую под самым носом москвичей, но обойдённую вниманием писателей и художников. Островский как бы приглашал своих читателей и зрителей прогуляться по замоскворецким улочкам между Пятницкой, Зацепой и Ордынкой, заглянуть в окна мещанских домиков и за глухие заборы купеческих особняков.

Драматург знакомит нас со словоохотливыми свахами в ярких шалях, с купеческими дочками-невестами, томно мечтающими о женихах, с отцами-купцами, обсуждающими за стаканом «пунштика» свои плутовские сделки, с приказчиками в русских поддёвках, в глаза заискивающими перед хозяевами, а за глаза смеющимися над ними.

Драматург Островский — непревзойдённый мастер речевых характеристик своих героев. Реплики действующих лиц его пьес — это живой мир ушедшей эпохи России периода зарождающегося капитализма.

Это было время, когда во многих семьях появились первые большие деньги. Это особый период в жизни семьи, когда предприимчивый удачливый муж и отец как-то вдруг из «строгого, но справедливого» превращается в самодура.

Кстати, слово «самодур» придумал и ввёл в русский лексикон именно Александр Островский. Лучше, пожалуй, и не скажешь про главного героя многих пьес драматурга — купца-самодура, для которого главная сласть в его жизни — покуражиться над ближним, нагнать страху:

«Самодур — это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Топнет ногой, скажет: „Кто я?“ Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда…».

Творческая активность, выверенный психологизм сюжетов и героев, социальная аналитика быстро сделали драматурга Островского известным и востребованным автором.

В течение тридцати лет пьесы Александра Николаевича ежегодно открывали театральные сезоны московского Малого театра и петербургского Александринского.

С середины 50-х годов XIX века Островский становится постоянным автором самого популярного в России литературного журнала «Современник», редактором которого был Н. А. Некрасов.

В 1856 году по инициативе великого князя Константина Николаевича драматург Островский вместе с другими выдающимися литераторами совершил творческую командировку для изучения и описания различных местностей России.

Островскому было поручено изучить бытовую и промышленную жизнь от верховьев Волги до Нижнего Новгорода. Впечатления от этой поездки воплотились в его знаменитой пьесе «Гроза».

Александр Николаевич постепенно становится очень активным и авторитетным реформатором российского театра. В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. Председателем этого общества был избран драматург Островский, коим оставался до самой своей смерти.

При дирекции Императорских театров Российской империи он трудился в специальной комиссии, которая занималась пересмотром законоположений, касающихся управления театрами. По инициативе Александра Николаевича были осуществлены многие преобразования, касающиеся правовой сферы жизни актёров российских театров.

На склоне лет Островский стал заведующим репертуарной частью всех московских театров и начальником театрального училища.

Не всякому русскому писателю при жизни выпадает на долю услышать слова полного и безоговорочного признания. Александр Николаевич познал это счастье. В 1882 году праздновался 35-летний юбилей его литературной деятельности. Знаменитый современник Островского, писатель Иван Гончаров, прислал драматургу поздравление:

«Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы можем с гордостью сказать: „ У нас есть свой … театр”».

Современникам запомнились слова самого Островского:

«Я и есть русский театр!»

47 пьес Островского с середины XIX века и по сей день популярны в театрах России, но в разной мере. Удачные театральные постановки по произведениям Александра Николаевича представляют собой совершенно отдельный культурный феномен.

Особенно это становится очевидным при знакомстве с репертуаром московского Академического Малого театра, который по праву называется «Домом Островского».

С появлением кинематографа творческое наследие русского драматурга стало ещё более востребованным, а увлечение публики драмами Островского проявилось ещё сильнее. В XX веке его пьесы экранизировали десятки раз.

Например, фильмы «Бесприданница» и «Гроза» впервые появились на экране в 1912 году. Это было немое кино. В 1933 году была осуществлена ещё одна экранизация «Грозы» уже со звуком.

Художественная мощь образов Островского в исполнении хороших актёров впечатлила даже зарубежную публику. В 1936 году режиссёр Протазанов с новых позиций обратился к «Бесприданнице».

В 1950–1990 годы герои пьес Островского часто появлялись на экранах. Люди старшего поколения помнят фильмы «Снегурочка», «Без вины виноватые», «Женитьба Бальзаминова», «Таланты и поклонники», «Последняя жертва», «Лес», «Красавец-мужчина», «Поздняя любовь» и, конечно, «Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым по пьесе «Бесприданница».

А. Н. Островский: «Я и есть русский театр!» К 200-летию драматурга
Памятник Островскому у Малого театра в Москве. (Фото: wikipedia.org. Общественное достояние)

 

Комментарии
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА