Социальный распад так же очевиден, как и новая волна беженцев из нефтедобывающих африканских стран

The Epoch Times06.02.2016 Обновлено: 04.11.2021 16:04

Идея о том, что нефтяное богатство может стать проклятием, — стара как мир, и объяснять, почему так может случиться. уже не нужно никому. Каждые несколько десятилетий цены на энергию повышаются до небес, провоцируя схватки за новые источники нефти. А когда количество добытой нефти, в конечном счёте, превышает спрос, цена внезапно падает. Чем резче снижается цена, тем больше это влияет на социальную сферу и геополитическое положение стран. /epochtimes.ru/

Последний крупный нефтяной кризис произошёл в 1980-х годах и изменил мир. Я, как молодой специалист, работающий в нефтяной промышленности в Техасе, весной 1980 года наблюдал падение цен на американское эталонное сырьё с $45 за баррель до $13 (в сегодняшних ценах). К 1988 г. нефть стоила уже меньше $9 за баррель, потеряв большую часть своей стоимости.

Да, автомобилисты получили преимущество, цены на бензин резко упали. Однако в других сферах эффект был катастрофическим, больше всего это повлияло тогда на Советский Союз, экономика которого в огромной степени зависела от экспорта нефти. Темпы роста страны упали на одну треть от уровня в 1970 г. Советский Союз слабел, общественные беспорядки росли, достигнув наивысшей точки в 1989 году, когда пала Берлинская стена и всюду в Центральной и Восточной Европе прекратили существование коммунистические режимы. А два года спустя исчез и сам Советский Союз.

Фото: GERARD MALIE/AFP/Getty Images

Фото: GERARD MALIE/AFP/Getty Images

И сегодняшние падение цен на нефть принесёт кому-то мелкие преимущества. Автомобилисты снова будут рады, но ущерб будет огромный. И дело даже не в неизбежной суматохе на мировых финансовых рынках, которая обязательно возникнет, или же в спаде производства сланцевой нефти в США и последствиях для нас в плане энергетической независимости. Реальный риск возникает для тех стран, которые в большой степени зависят от экспорта нефти. Как и для Советского Союза в прошлом, перспективы социального распада для этих стран ужасающие.

Африканский континент в районе Сахары, безусловно, станет эпицентром нефтяного кризиса. Нигерия с её крупной экономикой, может встать на колени. С остановкой нефтедобычи резко вырастет безработица. Инвесторы уже заново перепланировали вложения миллиардов долларов в финансовые обязательства. Президент Муаммаду Буари, избранный в марте 2015 г., обещал искоренить коррупцию, обуздать наглую элиту страны и сделать доступными общественные службы каждому, даже очень бедному гражданину страны. Теперь это, похоже, невозможно.

Фото: IUS UTOMI EKPEI/AFP/Getty Images

Фото: IUS UTOMI EKPEI/AFP/Getty Images

Ангола, вторая по величине среди африканских поставщиков нефти, ещё год назад была гаванью для глобальных инвесторов. Эмигрировавшие специалисты в офисах Луанды, селившиеся неподалеку в жилых районах, жаловались, что Луанда — самый дорогой город в мире! А сегодня экономика Анголы останавливается. Строительные компании не могут платить рабочим. Правительство-банкрот сокращает субсидии, от которых зависят ангольцы, и теперь среди них популярна идея, что нефтяной бум обогатил только элиту страны, а всех остальных оставил ни с чем. И люди вышли на улицы и стали требовать от президента сделать что-то, а правительство вынуждено было ввести суровые меры по отношению к демонстрантам.

На другой стороне континента Кения и Уганда теряют надежду на то, что они станут экспортёрами нефти. Пока цены остаются такими низкими, нерентабельно вести поиск новых месторождений. А деньги, привлечённые в качестве инвестиций в эту инфраструктуру, должны быть кем-то возмещены, даже если нефтяные доходы никогда не покроют убытки. Финансирование социальных программ в обеих странах уже прекращено. Население сильно раздражено клептократической элитой, которая качает общественные деньги. А что будет, когда через несколько лет огромная часть государственного бюджета будет отдана кому-то в качестве оплаты внешнего долга, вместо того чтобы пойти на финансирование образования или здравоохранения?

Фото: TONY KARUMBA/AFP/Getty Images

Фото: TONY KARUMBA/AFP/Getty Images

Прогноз по Северной Африке такой же суровый. Два года назад в Египте полагали, что открытие месторождений природного газа поможет разрядить накалённую обстановку в стране, остановить движение, которое питало «арабскую весну» в 2011 г. А тут Саудовская Аравия, которая в течение многих лет финансировала египетское правительство, сталкивается с экономическими проблемами. Сегодня саудиты настраиваются на то, что ещё недавно казалось невероятным — на отказ от Египта.

Ливия готова взорваться. Полдесятилетия гражданской войны сделало население страны нищим, нефтяные доходы находятся практически на нуле. Продукты питания и лекарства в постоянном дефиците, а элита и военачальники борются за остатки национального богатства страны.

В сфере импорта товаров в эти страны тоже всё печально: доходы населения падают, стоимость местных валют падает, прожиточный минимум взлетает, обостряются и без того напряжённые социальные и политические отношения.

Фото: FERENC ISZA/AFP/Getty Images

Фото: FERENC ISZA/AFP/Getty Images

Европа сейчас изо всех сил пытается решить вопрос с беженцами из стран Ближнего Востока и Афганистана, Нигерии, Египта, Анголы, Кении. Представьте, что будет, если лишённые гражданских прав, обедневшие и разъярённые граждане этих стран объединятся и начнут двигаться на север?

По материалам Майкла Мейера

Источник

«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА